Донецкая гуманитарная гимназия № 33
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Я и Украина (природоведение)
3 класс
«Что такое природа? Какой бывает природа?»
Урок № 5 «Термометр.»
Подготовила: учитель начальных классов
Москаленко Ирина Станиславовна
Тема урока: Термометр.
Цель урока:
· Продолжить формировать понятия «природа живая и неживая»; сформировать понятие «термометр»; дать представление о разных видах термометров и педназначении; сформировать практические навыки и умения измерять температуру;
· Развивать навыки исследовательской работы и навыки наблюдений в природе, критическое мышление;
· Воспитывать интерес к природным понятиям, любовь к природе.
Оборудование урока:
· среда электронного обучения (индивидуальные нетбуки учеников),
· слайдовые презентации к уроку,
· разные виды термометров (медицинский, комнатный, внешний, водный).
I. Организационный момент.
«Минутка синоптиков»
Работа с дневниками наблюдений.
Дежурные выполняют роль «синоптиков».
- Назови дату.
- Какая сегодня облачность?
- Какая температура воздуха?
- Сила ветра?
- Есть ли осадки? Назови их.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
Среда электронного обучения.
Наши помощники – персонажи из мультфильма Мадагаскар.
- Помогите Мелману ответить на вопросы.
- К какой природе относится Солнце?
- Что даёт Земле Солнце?
- Что такое световая энергия?
- Что такое тепловая энергия?
- От чего зависит нагревание поверхности Земли?
1. Индивидуальный опрос.
· Покажи на рисунке в тетради (с.27), для чего необходимо Солнце растениям, животным, людям.
· Объясни, на каком из двух рисунков (с.27) лучи солнца наиболее нагревают земную поверхность и почему?
Остальные ученики класса проверяют свои ответы в тетрадях, при необходимости комментируют и дополняют.
III. Сообщение темы и целей урока.
Проблемный вопрос:
Включите воображение. Закройте глаза. Представьте себе.
- Возьмите два тазика с водой: один с горячей, а второй с холодной. Взяли? Прекрасно! Теперь ненадолго опустите левую руку в тазик с горячей водой, а правую – с холодной. Через пару минут извлеките руки. Теперь спросите каждую руку, что она "скажет" вам о температуре воды?
- Каким прибором пользуются люди для измерения температуры?
- Тема нашего урока : «Темометр»
IV. Работа с интернет-информацией.
Среда электронного обучения.
На заре развития науки ученые судили о температуре тела по непосредственному ощущению.
Раньше ученые и определяли температуру тел: на ощупь! И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды Галилео Галилей в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой.
Позже шведский астроном Андерс Цельсий стал использовать ртутный термометр.
- Что нового вы узнали? Чтобы ещё хотели узнать?
Физпауза
Минутка релаксации после работы с электронной техникой
Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу.»
Процедура проведения: следует инструкция: «Сядьте удобно и закройте глаза». Дальше проводится одна из схем поэтапного расслабления. Потом : «Вообрази, что ты на большом широком луге. Прекрасный теплый летний день. Ты наслаждаешься замечательным видом роскошной зелени. И здесь, твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какие у него стебель, листья. Это замечательный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие ощущения он у тебя вызывает. Ты бережно прикасаешься к нему, будь то гладыш. Побудь в этом состоянии . Это место на луг никто не знает, кроме тебя. Но пора возвращаться , ты всегда сможете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Раскрой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».
V. Первичное восприятие и осмысление учебного материала.
1. Чтение статьи учебника.
2. Исследовательская работа.
Опыты.
· Нальём полную пробирку подкрашенной воды комнатной температуры и закроем её пробкой со стеклянной трубкой. Вода войдёт в трубку. Отметим уровень воды полоской бумаги. Как изменился уровень воды в трубке? Сколько её стало?
· Опусти пробирку в холодную воду. Как изменился уровень воды в трубке? Сколько её стало?
Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
VI. Практическая работа комнатным термометром.
Рассматривание различных моделей термометров.
VII. Закрепление и осмысление материала.
Среда электронного обучения.
VIII. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
IX. Домашнее задание.
Проработать статью учебника «Темометр».