«Термометр.»


Донецкая гуманитарная гимназия № 33

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
 Я и Украина (природоведение)
3 класс
«Что такое природа? Какой бывает природа?»
Урок № 5 «Термометр.»
Подготовила: учитель начальных классов
                                                                                                      Москаленко Ирина Станиславовна

Тема урока:                        Термометр.
 Цель урока: 
                  ·       Продолжить формировать понятия «природа живая и неживая»; сформировать понятие «термометр»; дать представление о разных видах термометров и педназначении; сформировать практические навыки и умения измерять температуру;
·       Развивать навыки исследовательской работы и навыки наблюдений в природе, критическое мышление;
·       Воспитывать интерес к природным понятиям, любовь к природе.
  Оборудование урока:
 ·       среда электронного обучения (индивидуальные нетбуки учеников),
·       слайдовые презентации к уроку,
·       разные виды термометров (медицинский, комнатный, внешний, водный).

I.  Организационный момент.
«Минутка синоптиков»
Работа с дневниками наблюдений.
Дежурные выполняют роль «синоптиков».
- Назови дату.
- Какая сегодня облачность?
- Какая температура воздуха?
- Сила ветра?
- Есть ли осадки? Назови их.
 II.  Проверка домашнего  задания.
 1.    Фронтальный опрос.
Среда электронного обучения.
 Наши помощники – персонажи из мультфильма Мадагаскар.
 
- Помогите Мелману ответить на вопросы.
-  К какой природе относится Солнце?
- Что даёт Земле Солнце?
- Что такое световая энергия?
- Что такое тепловая энергия?
- От чего зависит нагревание поверхности Земли?
 
1.    Индивидуальный опрос.
·       Покажи на рисунке в тетради (с.27), для чего необходимо Солнце растениям, животным, людям.
·       Объясни, на каком из двух рисунков (с.27) лучи солнца наиболее нагревают земную поверхность и почему?
 Остальные ученики класса проверяют свои ответы в тетрадях, при необходимости комментируют и дополняют.
 III.  Сообщение темы и целей урока.
 Проблемный вопрос:
           Включите воображение. Закройте глаза. Представьте себе.

    - Возьмите два тазика с водой: один с  горячей,  а второй с  холодной. Взяли? Прекрасно! Теперь ненадолго опустите левую руку в тазик с горячей водой, а правую – с холодной. Через пару минут извлеките  руки. Теперь спросите каждую руку, что она "скажет" вам о температуре воды?

   - Каким  прибором пользуются люди  для измерения температуры?
- Тема нашего урока : «Темометр»

IV.  Работа с интернет-информацией.
     Среда электронного обучения.
На заре развития науки  ученые судили о температуре тела по непосредственному ощущению.

Раньше ученые и определяли температуру тел: на ощупь! И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды Галилео Галилей в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой.

Позже шведский астроном Андерс Цельсий  стал использовать ртутный термометр. 

-        Что нового вы узнали? Чтобы ещё хотели узнать?
 Физпауза
 Минутка релаксации после работы с электронной техникой
Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом|великому| широком лугу.»
         Процедура проведения: следует инструкция: «Сядьте удобно и закройте глаза». Дальше проводится одна из схем поэтапного расслабления. Потом|затем|: «Вообрази, что ты на большом|великом| широком луге. Прекрасный теплый летний|пожилой| день. Ты наслаждаешься замечательным|прекрасным| видом роскошной зелени. И здесь, твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какие у него стебель, листья. Это замечательный|прекрасный| цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие ощущения|чувство| он у тебя вызывает. Ты бережно прикасаешься к|до| нему, будь то гладыш. Побудь в этом состоянии|стане|. Это место на луг никто не знает, кроме тебя. Но пора возвращаться|поворачиваться|, ты всегда сможете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится|стает| глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Раскрой|открывайте| глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».
V. Первичное восприятие и осмысление учебного материала.

1.    Чтение статьи учебника.
2.    Исследовательская работа.

           Опыты.
·       Нальём полную пробирку подкрашенной воды комнатной температуры и закроем её пробкой со стеклянной трубкой. Вода войдёт в трубку. Отметим уровень воды полоской бумаги. Как изменился уровень воды в трубке? Сколько её стало?
·        Опусти пробирку в холодную воду. Как изменился уровень воды в трубке? Сколько её стало?

Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
VI.  Практическая работа  комнатным термометром.

Рассматривание различных моделей термометров.
VII.  Закрепление и осмысление материала.
Среда электронного обучения.
                      

 
VIII.  Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

IX.   Домашнее задание.
Проработать статью учебника «Темометр».