Я и Украина (природоведение)
3 класс
«Что такое природа? Какой бывает природа?»
Подготовила: учитель начальных классов
Москаленко Ирина Станиславовна
Тема урока: Что такое природа? Какой бывает природа?
Цель урока:
. Формировать понятия «природа», «неживая природа», «живая природа», представления о ценности природы для людей, продолжить формировать навыки работы с учебником, рабочей тетрадью, нетбуком;
· Развивать познавательный интерес к изучению природоведения, навыки наблюдения за природой, критическое мышление;
· Воспитывать эстетические чувства, чувство принадлежности к природе.
Оборудование урока:
· среда электронного обучения (индивидуальные нетбуки учеников),
· слайдовые презентации к уроку,
· иллюстрации предметов «живой» и «неживой» природы.
1) Организационный момент.
«Минутка синоптиков»
Работа с дневниками наблюдений.
Дежурные выполняют роль «синоптиков».
- Назови дату.
- Какая сегодня облачность?
- Какая температура воздуха?
- Сила ветра?
- Есть ли осадки? Назови их.
2) Мотивация учебной деятельности. Разминка.
1. Разгадывание загадок.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже
Который год
Все никак
Не упадет. (Водопад)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Как, одним словом объединить все отгадки? (Природа).
2. Ознакомление с разделом «Природа и мы» и учебником Т.М. Байбары, Н.М. Бибик «Я и Украина».
- В 3 классе мы продолжим изучать природу по учебнику Т.М. Байбары, Н.М. Бибик «Я и Украина».
Учитель предлагает открыть учебник и ознакомится с разделом «Природа и мы», обращает внимание на рубрики данного раздела: «Проверь себя», «Понаблюдай», «Вспомни», «Словарик», «Подумай», «Практическое задание».
3. Проблемный вопрос:
- Из каких двух слов образовалось слово природоведение?
3) Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое природа и какой она бывает?
4) Актуализация опорных знаний.
5) Работа с нетбуками.
Среда электронного обучения.
Презентация № 1
- Что же такое природоведение?
- Вспомните, что такое природа?
- Какой бывает природа?
- Что такое «неживая природа»?
- Что такое «живая природа»?
- Что изображено на этих картинках?
Физпауза.
Минутка релаксации после работы с электронной техникой
Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу.»
Процедура проведения: следует инструкция: «Сядьте удобно и закройте глаза». Дальше проводится одна из схем поэтапного расслабления. Потом : «Вообрази, что ты на большом широком луге. Прекрасный теплый летний день. Ты наслаждаешься замечательным видом роскошной зелени. И здесь, твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какие у него стебель, листья. Это замечательный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие ощущения он у тебя вызывает. Ты бережно прикасаешься к нему, будь то гладыш. Побудь в этом состоянии . Это место на луг никто не знает, кроме тебя. Но пора возвращаться , ты всегда сможете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Раскрой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».
6) Первичное восприятие и осмысление нового материала.
1. Беседа с элементами рассказа.
- Что изображено на этих таблицах, рисунках, репродукциях?
- Сделайте вывод, что такое природа?
- На какие части делят природу?
2. Работа с учебником.
Работа в парах.
Стратегия «Читаем и спрашиваем».
Чтение текста и составление вопросов к ключевым понятиям текста.
3. Беседа
- Что такое природа?
- Что относится к природе?
- Какой бывает природа?
- Чем живые организмы отличаются от предметов «неживой» природы?
- Какое значение имеет природа для человека?
7) Рефлексия.
Работа с нетбуками.
Среда электронного обучения.
Презентация №2
Дидактическая игра «Найди лишний объект»
Итог урока:
1. - Какой предмет мы продолжили изучать?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Что бы вы хотели ещё узнать на наших уроках?
2. Составление Сенкана о природе.
Домашнее задание: проработать статьи учебника, выполнить задания в тетради.